Ювелирное искусство
Коллекция ювелирных украшений Музея истории камнерезного и ювелирного искусства дает развернутую картину развития ювелирного искусства.
Архаическая брутальность древнерусской мужской гривны 9 -14 вв., являвшей собой более знак достоинства и награду, нежели нарядную вещь, выполнявшую функцию детали оборонительного вооружения поддерживая горловину кольчуги, защищая от удара меча.
В 18 веке выполнены серьги в стиле барокко (возможно, принадлежавшие представительнице семьи золотопромышленников Тарасовых) в виде каскада гранатовых струй и жемчужной капели.
Настроением романтизма и аристократической изысканностью пронизано ожерелье I половины 19в. с мозаичными картинами тончайшей работы с видами римских развалин на смальтовых овалах в обнеси из бирюзовых вставок.
Гарнитур с предметами в виде розетт (брошь, серьги) имеет в клейме точную датировку - 1856г., эмалевые детали розетки в центре как бы имитируют вставки модных в то время камней бирюзы и лазурита, обрамляют их просечные как кружево, канфареные, детали.
Для середины 19в. характерно появление предметов с, так называемыми, дутыми деталями, выполненными с целью экономии металла и создания объемных композиций при небольшом весе ( Брошь с жемчужинкой в центре, Гарнитур «Свадебный»).
К концу 19в. в ювелирную моду вошла платина, ее использовали для оправы бриллиантов, а также для введения холодного, контрастного золоту, цвета в ювелирную палитру.
В нашей коллекции детали из платины имеют две броши с подковками. Мотив подковы - символа счастья и удачи, часто возникает в ювелирных сюжетах конца 19 - начала 20вв. В наших подковках в одном случае платиновые шляпки гвоздиков, в другом - золотая подкова с бриллиантово-сапфировыми «гвоздиками» соединена с платиновыми «удилами».
Артистические натуры любили украшения в виде лиры, в нашей коллекции две лиры, одна - с вставками из рубинов и бриллиантов, другая - с демантоидами и алмазами огранки «роза».
Особый интерес представляет коллекция брошей и подвесок, выполненных с изысканным изяществом в стиле модерн с вставками из демантоида, по праву названного камнем русского модерна. Камень золотисто - зеленых оттенков замечательно сочетается с цветом золотых оправ, дополняя их утонченную графику богатой игрой.
Украшением коллекции является золотой гарнитур с изумрудами и бриллиантами (Брошь, серьги, кольцо) с клеймом знаменитой московской фирмы И.Хлебникова, считающейся по праву хранителем и продолжателем русского стиля в ювелирном искусстве.
Все исследователи уральского декоративно - прикладного искусства работали в направления поиска уральских ювелирных изделий и клейм, подтверждающих их екатеринбургское происхождение. В коллекции музея представлено два предмета: подвес овальной формы с ажурной оправой -гибкой ветвью с листьями и цветками с вставками из аквамаринов, брошь в виде ветки ландыша с вставками из демантоидов. Украшения, выполненные в стилистике модерна, имеют провинциальный оттенок, выразившийся в безыскусной прямолинейности трактовки характерной стилистической линии и в преувеличении масштаба предмета, не дающего так сильно оторваться от природного прототипа, как это характерно для столичных вещей. Но самое главное - на этих предметах стоят одинаковые клейма Казанского Пробирного Управления с буквой ипсилон, обозначавшей принадлежность пробиреру в Екатеринбурге.
Более четырех десятков произведений всемирно известной фирмы Фаберже хранится в музее, все они относятся к 1880 - 1910гг., периоду расцвета этой фирмы, и представляют почти все направления ее деятельности.
Славу фирмы во многом определило внедрение техники эмали по гильешировке (нанесение полупрозрачной , часто с опаловым эффектом, эмали на серебряное основание с гравированной поверхностью). К этой технике обращались как при создании уникальных императорских пасхальных яиц, так и при производстве многочисленных миниатюрных яиц - подвесок, представленных в музейной коллекции. В этой же технике исполнены кокетливые дамские «штучки»: мушница и футляр для карандаша с нежной сиренево - розовой эмалью.
В музее сложилось большое собрание произведений современных уральских ювелиров, основателей и продолжателей традиций уральской ювелирной школы.
Своеобразие уральских ювелирных произведений связывают с доминантой природного камня во всей его яркой неподдельной природной красоте и смелым использованием металла в замечательных композициях, отличающихся ярким образным решением, тяготеющих к своеобразной станковости.
1950-е годы - время формирования уральской ювелирной школы. В коллекции музея хранится гарнитур с каплевидными ограненными подвесками из топаза В.У. Комарова, художника - ювелира завода «Русские самоцветы», демонстрирующий продолжение ювелирных традиций прошлого, получивший в 1957 году на Всемирной выставке в Брюсселе почетный диплом. Представление о тенденциях развития уральского ювелирного искусства 1950-1970-х годов формирует большой круг предметов авторского направления и образцов серийного производства двух ведущих предприятий этой отрасли завода «Русские самоцветы», Свердловской ювелирной фабрики.
В коллекции музея представлены произведения В.У. Комарова, Б.А. Гладкова, В.М. Храмцова, Л.Ф. Устьянцева, В.Ф. Ветрова, М.М. Лесика В.Н. Сочнева, В.Н. Шицалова, В.Н. Устюжанина, Н.Д. Кузнецовой, В.Е. Денисова, Т.К. Ямалетдинова, К.Н. Глазырина и других авторов.
В работах одних мастеров мы видим умелое сочетание изящных оправ с каменными вставками, сохраняющими природную форму, подчеркнутую рукотворность, у других - конструктивность, ясный ритм, рациональное построение композиций, в работах некоторых мастеров - стремление к новациям в формообразовании и проектно - дизайнерскому решению ювелирных произведений.