Минералогическая коллекция
Огранка самоцветов – одно из направлений камнерезного искусства, получившее на Урале мощное развитие. Камнеобрабатывающий промысел на Урале начался именно с огранки самоцветов: аметистов, горного хрусталя, раухтопазов. Свидетельством этого являются архивные документы 1820-х годов. Огранкой камней занимались как индивидуальные мастера, так и мастера Екатеринбургской гранильной фабрики. Расцвет в этой отрасли наступил в середине 19 века, когда сложилась традиция так называемой «Екатеринбургской грани». «Екатеринбургская грань» в конце 19 в. ценилась наравне с работами лучших европейских мастеров.
В коллекции музея хранится несколько сотен ограненных камней: изумрудов, сапфиров, рубинов, аквамаринов, демантоидов, аметистов, горного хрусталя. Большую часть коллекции составляют камни старой огранки.
Несмотря на давнюю славу Уральских огранщиков, их произведения остаются в массе своей безымянными. К редчайшим экспонатам можно отнести авторскую коллекцию образцов огранки камней и стекла, выполненную Н.А. Трубиновым в начале 20 века. Работой екатеринбургских огранщиков конца 19 – начала 20 вв. является своеобразная коллекция ограненных вставок в картонной коробке.
В современных коллекциях также редко встречаются авторские ограненные камни. Тем больший интерес представляют образцы авторской огранки кварцев, выполненные В.В. Пановым - в середине 1990-х гг., С.В. Загоревским – в середине 2000-х гг., А.Б. Гилевым – в конце 2000-х гг.
Глубокое осмысление огранки как способа выявления внутренних свойств камня нашло свое воплощение в серии ограненных камней на подставках «Эстетика самоцвета (Логика отражения)», выполненной В.Н.Устюжаниным в 1999 г.
Дальнейшую трансформацию огранки на пути не только выявления природных свойств камня, но и достижения эмоционально – образного смысла, демонстрируют в своих произведениях А.И. Жуков (Серия «Факт-ура», В.А. Оболенский (Ограненный камень «Бесконечность»).
Большой ограненный дымчатый горный хрусталь «Полумесяц» В.А. Силина приводит в восторг безупречной точностью грани, смелостью в выборе формы для наиболее полного раскрытия индивидуальных самоцветных свойств камня, изысканностью игры и блеска.