Камнерезное искусство
Освоение недр Урала открывало огромные возможности для камнерезного промысла.
Огромное значение для понимания роли Екатеринбурга, Урала в развитии камнерезного искусства России имеет деятельность Екатеринбургской гранильной фабрики.
В России было всего три крупных камнерезных производства: Петергофская, Екатеринбургская, Колыванская фабрики.
К середине XVIII века специализацией Екатеринбургской фабрики стала обработка твердых пород поделочного камня - яшмы, агата, родонита, топаза, кварца. Другим направлением в деятельности ЕГФ были работы с мозаичным набором из разного камня, прежде всего из малахита. Изготовление же исключительно мраморных вещей, а также предметов из другого мягкого камня перешло к Горнощитскому мраморному заводу. С переходом в 1797 году гранильной фабрики под начало Академии художеств в ее истории наступил новый этап. С этого времени работа ее мастеров была ориентирована на создание предметов высокого художественного и технического качества.
Музей истории камнерезного и ювелирного искусства располагает небольшой коллекцией предметов ЕГФ (самая крупная коллекция ЕГФ находится в Эрмитаже), но демонстрирующей разные направления ее производства.
Предметом гордости является большая ваза из калканской яшмы изысканного классического силуэта. Другая ваза с круглой чашей на высокой колоколообразной ножке, очень похожа на знаменитые парные вазы с соколами из собрания Павловского дворца-музея и Эрмитажа. Обе вазы были выполнены в 1806-1807 годах по рисунку, присланному на ЕГФ в 1802 году.
Классическую овоидную (яйцевидную) форму представляет ваза из пестрого красного мрамора с эффектными объемными ложками по низу.
Ваза «медичи» из белого мрамора с пышным декором из листьев аканта и выпуклых ложек, с резными ручками, аналогична по форме знаменитой эрмитажной вазе из калканской яшмы, выполненной по рисунку архитектора И. Гальберга и датируемой 1840 годом. Известно, что вазы подобной формы исполнялись на Горнощитском заводе из белого мрамора, две такие вазы были доставлены в Петербург в 1848 и 1849 годах.
К середине XIX века можно отнести вазу-чашу из белого мрамора с мелкими ложками по тулову, с отогнутым, словно кружевным, краем.
Вазы-чаши конца 19 в. с ажурной лозой по краю на ножке в виде трех дельфинов, словно выталкивающих из пены волн чудесную чашу. Предметы с изощренной резьбой, когда камнерез демонстрирует свои бесконечные возможности в обработке камнем.
В XIX веке в изделиях ЕГФ все более расширяется палитра цветных камней. Малахитовой эпохой в камнерезном искусстве стали 30-40-е годы XIX века, когда малахит в монументальных декоративных изделиях становится эмблемой русских богатств, вызывая зависть и изумление Европы. Предметы из малахита выполнялись в технике «русской мозаики».
В музейной коллекции представлены замечательные изделия уральских малахитчиков XIX века: вазы, столешницы, ларец, блюдо. Неповторимый рисунок малахитового набора делает уникальным каждый предмет, а позолоченные бронзовые детали становятся драгоценным украшением, подчеркивающим торжественное, парадное звучание яркой зелени малахита.
С 1840-х годов в моду входят пресс-папье. До конца XIX века они претерпели трансформацию – от пластин приполированного цветного камня к пластинам из калканской яшмы или сланца с цветными картинками в технике флорентийской мозаики (в коллекции Музея есть такая накладка с птичкой) и далее к роскошным рельефным натюрмортам из разных фруктов и ягод. Пресс-папье из коллекции Музея дает представление о пластических и композиционных возможностях уральских мастеров этого жанра.
Кабинетные вещи из калканской яшмы являют собой миниатюрные копии грандиозных интерьерных проектов начала XIX века: парные подсвечники в виде каннелированных колонн, две вазочки-чаши, полусферическая вазочка с граненым туловом, ваза «медичи» из пятнистого порфирита.
Последним грандиозным заказом ЕГФ было каменное убранство храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Петербурге, возведенного на месте убийства императора Александра II, по проекту архитектора А. А. Парланда. ЕГФ было поручено украсить камнем клиросные киоты, сень, балюстраду. Проект храма и его оформление утверждал император Александр III, и главным требованием было выполнить архитектуру и интерьеры в русском вкусе XVII века.
В собрании Музея хранятся фрагменты декора, считающиеся не вошедшими в композицию оформления сени и киотов. Один из фрагментов напоминает кронштейн, выполнен из родонита, остальные - из змеевика, в виде розеток и стеблей с птицами, в стилистике сочного растительного древнерусского орнамента.
Одним из наиболее распространенных видов продукции уральских камнерезов являются каменные печати. Начало производства печатей относится к концу 18 века. В музее собрано более 100 резных каменных печатей 19-20 веков, выполненных из разных пород поделочных камней. Основную массу составляют печати из горного хрусталя и дымчатого кварца, затем идут печати из яшмы, родонита, агата, малахита, лазурита и редкие образцы печатей - из аметиста, аквамарина, цитрина. Уникальным предметом этой коллекции является подлинная печать Екатеринбургской Императорской гранильной фабрики.
Печати изготавливались не только на императорской фабрике, но в большей степени в частных мастерских. В более ранних образцах форма ручек была призматической, главная декоративная роль отводилась самому камню. Ко второй половине 19 в. появляются печати с резными ручками в виде миниатюрной скульптуры.
Художественная значимость и совершенство технического исполнения камнерезных произведений екатеринбургских мастеров были признаны и подтверждены наградами на многих всероссийских и всемирных выставках 19 - начала 20 вв.
Свидетельством высочайшего профессионализма уральских камнерезов можно считать расцвет анималистической каменной пластики фирмы Фаберже, связанный с началом работы в этой фирме выпускников Екатеринбургского художественно-промышленного училища Петра Кремлева и Петра Дербышева. Несколько предметов фирмы Фаберже представлены в коллекции музея (барашек из цитрина, заяц из бовенита, две рыбки из сердолика, слоник из дымчатого кварца, сова из калканской яшмы) отличаются тщательностью резьбы, детальность моделировки. Жемчужиной коллекции является скульптура петуха с золотыми ножками из сердолика.
Широкая палитра уральского камня обусловила появление предметов – минералогических коллекций. Примером такого направления могут служить минералогические горки и предметы с мозаичным геометрическим набором из коллекции музея.
Уральские традиции камнерезного дела сохранились до сегодняшнего дня, благодаря непрерывной художественной практике.
В камнерезной коллекции музея хранятся работы уральских кустарей 1920-1930-х гг.
В собрании музея представлены все этапы и основные направления деятельности завода «Русские самоцветы», преемника традиций Екатеринбургской Императорской гранильной фабрики, начиная с 1920-х гг и до 2004г., когда предприятие перестало существовать. Большую ценность среди этого ряда предметов представляет коллекция предметов, выполненных Н.Д. Татауровым, мастером, начинавшим работать на ЕГФ подмастерьем, затем до 1950-х гг. был ведущим камнерезом завода «Русские самоцветы».
Коллекция современных камнерезных произведений насчитывает около 300 предметов и представляет творчество почти 30 авторов (О.Н. Александров, Д.Н. Емельяненко, С.А. Матренин, А.И. Жуков, В.Н. Шицалов, Л.М. Халемин, Ю.Н. Бахтин, Н.Н. Мирюк, О.Н. Загорский и др.).
Эти работы охватывают все основные направления и техники камнерезного искусства: круглая скульптура, выполненная из одного камня и в технике объемной мозаики, произведения в технике флорентийской и русской мозаики, геммы, крупные интерьерные предметы и кабинетные вещи, насыпные картины.