Бытовое и культовое серебро
В музее сложилась достойная внимания коллекция русского серебра, состоящая в основном из столового серебра. Утилитарные предметы несут на себе подлинную печать эпохи своего создания и легко поддаются атрибуции: все предметы снабжались клеймом, позволяющим достаточно точно определить время и место изготовления.
Интересную группу предметов представляет серебро 18в.: стаканы, чарочка, выполненные в стиле барокко и рококо с характерными для того времени сценами охоты и пышными рокайлями на туловах сосудов, изготовленных в московских мастерских.
В 20 – 30-х годах 19в. российские мастера в соответствии с модой обращаются к античным мотивам: изображение фигур в античных одеждах, гирлянд, и характерных декоративных элементов, это было время стиля ампир, яркими образцами которого являются футляр для очков, и часть сервиза из коллекции музея.
В 40 – 50-х годах появляются предметы сложных форм с пышными объемными накладками в виде цветов и фруктов. Репликой стиля рококо выглядит сахарница (Санкт-Петербург, мастер Сайпель, 1853 г.), пышной ложчатой формы тулова с навершием в виде груши, и отогнутым фестончатым краем.
В дальнейшем единая стилистическая линия в искусстве 19в. сменяется многообразием различных направлений, наступил период историзма. Ювелирное производство сосредотачивается по преимуществу на крупных предприятиях, отдельные образцы предметов фирм И.Хлебникова, П. Сазикова, П. Овчинникова, Немирова – Колодкина представлены в нашей коллекции.
Более четырех десятков произведений всемирно известной фирмы Фаберже хранится в музее, все они относятся к 1880 – 1910гг., периоду расцвета этой фирмы, и представляют почти все направления ее деятельности, в том числе и серебряные изделия.
Роскошная ваза для фруктов из ограненного стекла в серебряной оправе, с ручками в виде фигурок лебедей с изысканным изгибом шей и тончайшей отделкой деталей, выполнена в одной из известнейших мастерских Петербургского отделения фирмы Фаберже – мастерской Ю.А. Раппопорта. Чернильница с полусферическим ограненным как драгоценный камень стеклянным туловом с серебряной куполообразной крышкой в стиле рококо выполнена в московском отделении фирмы Фаберже.
Виртуозное владение ювелирными техниками позволяло мастерам ведущих фирм имитировать в серебре другие материалы: плетение из лозы и бересты, холст, старую смятую ткань или кожу, поверхность золотого самородка. (Сахарница. Россия. Москва. Мастерская Казакова. 1889 г.)
Интерес к национальной истории и фольклору предопределил появление предметов, возрождавших старинные формы посуды: ковши, стопы, кубки (Серия предметов «Богатырская застава». Россия. Москва. Мастерская М.Тарасова. Начало 20 в.).
Замечательными по качеству предметами представлено эмальерное направление в русском серебряном деле, они несут на себе отпечаток и обаяние русской старины, удивляя изысканным сканым рисунком и эмалевой живописью тончайшего колорита (Ковш. Россия. Москва. Фирма И. Хлебникова. Конец 19-начало 20 вв.; Кошелек. Россия. Конец 19-начало 20 вв.)
Часть предметов конца 19 – начала 20вв. выполнена в стиле модерн, четкость силуэта обогащалась изысканной графикой декора. Мотивы, рожденные природой, в цветочном декоре модерна превращались в затейливый узор с преобладанием гибких, причудливых линий (Сервиз. Россия. Санкт-Петербург. Мастерская Г. Ванденбаума. 1908 г.).