Главная / Выставки / САМОЦВЕТНЫЕ ИСТОРИИ

САМОЦВЕТНЫЕ ИСТОРИИ

Персональная выставка

уральского камнереза Игоря Сергеева

"Самоцветные истории"

 

10 февраля – 03 мая 2022 года

 

10 февраля 2022 года в 16.30 в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства открывается первая персональная выставка камнерезного и декоративно-прикладного искусства Игоря Сергеева.

55 лет в прошлом году исполнилось Игорю Валентиновичу Сергееву – признанному мастеру народных художественных промыслов России, члену Союза художников России, художнику из Екатеринбурга, работающему с твердыми поделочными камнями и самоцветами. Он один из тех, кто стоял у истоков возрождения камнерезной пластики на Урале в конце XX века, был одним из учредителей знаменитой фирмы «Яхонт и Кº» в 1991 году, а с 2004 года является свободным художником.  Работы Игоря Сергеева находятся в частных коллекциях в Японии, в Москве, в том числе в коллекции скульптур И. Д. Кобзона (1937- 2018), и на выставках его чаще можно увидеть в столице и других городах, чем в родном Екатеринбурге.

 В 2021 году на выставке «Россия в камне» в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства витрина с тремя полихромными каменными фигурками И. Сергеева неизменно притягивала зрителей. Восхищение вызывал фантастической красоты рисунчатый камень, выбранный мастером для костюмов своих персонажей. Игорь Сергеев – камнерез с уральским уважительным отношением к камню; за редким исключением, он не стремится создать иллюзию другого материала, работая над фигуркой, что часто характеризует, к примеру, произведения в стиле фирмы К. Фаберже, или «ювелирную куклу» петербургских мастеров. Наоборот, он будто обращается к такому виду камнерезной работы как создание человеческой фигурки, чтобы показать неизменно удивляющую причудливость и изобретательность природных метаморфоз, расцветок и картин, что можно обнаружить в обыкновенной яшме, голубом лазурите, халцедонах и мраморе. «Он сохраняет необходимую для искусства условность», - точно определила его подход екатеринбургский искусствовед Т. В. Парнюк.

 В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Игорь Сергеев создал фигуру солдата. В руках вернувшегося с фронта каменного героя букет ярких полевых цветов - тоже каменных. Это произведение путешествовало в составе всероссийской выставки народных художественных промыслов, начиная с Совета Федерации в Москве и заканчивая Смоленском и Тулой, теперь солдат – на родине, в Екатеринбурге. Он принес автору Благодарственное письмо Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Компанию герою составляют другие персонажи серии «русские типы», выполненные в технике объемной каменной мозаики: Баба Яга, Богатырь, Лиса-Алиса и Кот Базилио, две соблазнительные Цыганки, сантехник с ромашкой и готовый раздать детям воздушные шарики счастливый Клоун. В случае с Клоуном, персонаж возник из желания показать красоту цветных кварцев, которым мастер придал круглую форму.

Игорь Сергеев – одаренный художник-анималист. Крысы, собака, поросенок, бык, тигр, козлик, черепаха и сатиричный «обезьян» представлены на выставке. В его самоцветном зоопарке много стилизованных фигурок, где за силу впечатления во многом отвечает камень, уже потом замечаешь лопоухость бегущего поросенка, растерянность присевшего на задние лапы пса, угрожающих невидимым противникам рогами и рожками быка и козлика. С юмором, подсказанным окраской фельзита, решен «Обезьян» (2015), играющий кисточкой и персиком. Сам по себе антропоморфный зверь олицетворяет человека, склонного не только гримасничать и подражать («обезьянничать»), но и менять свое обличье (мнение) в зависимости от обстоятельств (лицемерить) – об этом свидетельствует полоска краски на его морде.

Другая сторона творчества мастера народных художественных промыслов – прикладная. Изготовленные по его проектам ларцы и миниатюрные комоды из поделочных камней фантастически богатой палитры – тоже произведения искусства. Это не рядовые сувенирные изделия, а с особым изяществом и лаконизмом исполненные украшения интерьера. И даже в эти предметы И. Сергеев может вдохнуть жизнь и улыбку, органично вплетая образное в функциональное. Так, шкатулка «Таракан» (2002) с вырезанным на крышке малоприятным насекомым, которое, как известно, снится «к деньгам», скорее выглядит привлекательным арт-объектом, чем коробочкой для бумажных накоплений.  

Если вы находитесь в поисках камнерезного классика уральской школы – он перед вами, на выставке «Самоцветные истории» до 3 мая 2022 года.